Генезис «технократической концепции» и ее влияние на кризисное сознание в

Об авторе Технофобия"Человек - единственное существо, которое не хочет быть самим собой" - так охарактеризовал человеческую природу Альбер Камю. Сущая правда, и очень часто это человеческое качество сугубо позитивно, ибо, определяя нашу страсть к изменению самих себя, оно лежит в основе всякого социального прогресса. Но одновременно с этим это нежелание быть самим собой порождает порой уродливые аномалии самоидентификации, об одной из которых, исключительно распространенной, я и хотел бы поговорить в этом небольшом эссе. Речь идет, как понятно из названия, о технофобии - болезненной неприязни к высоким технологиям и техническому прогрессу как таковому. Сложно сказать, когда именно впервые зародилось это мироощущение. Традиционно технофобию ассоциируют с луддизмом, представлявшим собой по сути реакцию ремесленников на промышленную революцию, которая, благодаря массовому внедрению машинного производства, резко снизила требования к квалификации и, следовательно, оплату труда работников. Высококвалифицированные мастера-ремесленники, закономерно опасаясь за свои рабочие места, восприняли неожиданную конкуренцию со стороны автоматизированных производств как явную угрозу, чем и было обусловлено их открытое противодействие индустриализации: С этого момента такие акты вандализма учащались и стали настолько серьезной проблемой, что привели к введению смертной казни за намеренное уничтожение промышленных орудий производства.

Технократизм как социальное явление

Рубрика тематическая категория Философия Технократия — понятие, обозначающее установление политической власти технических специалистов, результатом чего будет управление обществом не на базе"частных" интересов того или иного класса, а на базе научного знания, применяемого группами технических специалистов в интересах всех людей. Американский ученый-экономист норвежского происхождения Торстейн Веблен является основоположником инстуционализма и технократизма.

Целостное социально — философское учение было подхвачено затем и развито дальше такими институционалистами, как Дж. Что же касается формальных юридических владельцев этих последних, то есть акционеров, то они, якобы, уже не имеют никакой возможности реально влиять на процесс принятия решений, а, следовательно, и на управление этими корпорациями, поскольку не обладают более необходимой для этого информацией. Полностью отрывая управление власть от собственности, Дж.

Нет сомнений в том, что более или менее мелкие акционеры любого крупного предприятия действительно не имеют никаких шансов хоть как-нибудь повлиять на процесс принятия решений и участвовать в управлении своим предприятием.

начался пересмотр ценностей неограниченного потребления, приведший в ряде случаев к технофобии. Впрочем, технократизм западного сознания.

Для широкого технического и экономического наступления предпринимателей в веке потребовались ещё две предпосылки: Добро пожаловать в интернет магазин, интернет магазин фирменной одежды для беременных. Там, где существует разделение труда, необходим совместный труд и организация его. Ясперс вслед за Марксом и Энгельсом считает совершенно очевидным, что производственные отношения, в том числе и организация труда, оказывают огромное влияние на общество и жизнь людей во всех её проявлениях.

Но возводить эту зависимость в ранг моноказуального понимания человеческой истории философ считает неверным. Решающим для сознания человека является другое: Проницательных людей с давних пор охватывал ужас перед техническим миром. Ремесленники, которых разоряли высокопроизводительные машины, уничтожали их как источник своих бед. Так создавался демонистический образ техники. Это означает нечто, созданное людьми, но созданное ими непреднамеренно; на нечто подавляющее, оказывающее последующее воздействие на все их существование; противостоящее им, не постигнутое ими, как бы происходящее на заднем плане, нераскрытое.

Это те неожиданные сдвиги в развитии техники, которые становятся угрозой для человека. Изменение характера труда ведет к механизации и автоматизации деятельности работающего. Труд не облегчает бремя человека в его упорном воздействии на природу, а превращает человека в часть машины.

Более подробно техника использования матрицы многокритериальной оценки изложена в учебном пособии на стр. Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Воздействие техники испытывают такие социальные сферы, как экономика, экология, наука, политика и даже искусство. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, но сегодня также — как технические сооружения и даже техническая среда.

В отличие от феноменальных описаний, используемых в философии техники как эмпирический материал, анализ сущности техники — это ответ на такие фундаментальные вопросы, как: Разумеется, обозначенный перечень вопросов следовало бы, с нашей точки зрения, расширить, например, отметить специфику формирования теоретического уровня технического знания, включить вопрос о фило-софских основаниях этого знания.

Однокоренные слова «технократизм»: технократичный, технократ, технология; технорук; техносфера; технофобия; четырёхкратный; электротехник.

О технократизме в ХХ веке сказано многое — почти всё. В настоящее время ясно, что корпус инженерно-технических специалистов оставил заметный след в событийной и интеллектуальной истории минувшего века. Инженерная деятельность воплотилась в многообразные формы техносферы, определила облик современной цивилизации и оказала специфическое влияние на ход состоявшейся истории. Бесспорный вклад социальной группы инженеров в облик современного общества, однако неоднозначен, и в ряде социально-философских и ценностно-мировоззренческих аспектов требует уточнения, без которого трудно однозначно судить о перспективах цивилизационного и духовно-нравственного прогресса.

При этом очевидно, что для дальнейшего поступательного развития человечеству необходима опора на деятельность свободной и интеллектуально преуспевающей социально-профессиональной общности, состоящей из инженеров-личностей. И тут век преподнёс нам парадокс. Ряд инженеров по базовому образованию оказались причастными к выполнению профессионального долга лишь номинально. Многие вчерашние инженеры были вовлечёны в процессы реального или иллюзорного идеологического воздействия на ход социальных процессов в роли квази- или параинженеров [2], выполняющих специфические административно-управленческие функции в технически развитых обществах.

Предопределено ли это изменением профессионального статуса и социальной позиции инженерного корпуса, расширением технического и социального отчуждения или воздействием мощных политических процессов — это другой вопрос. В данном случае нас интересует социальный результат этих изменений: В наше время с технократией связывают социальное явление и направление в общественной мысли, которое считает, что, во-первых, общество может и должно руководствоваться принципами научно-технической рациональности, во-вторых, в промышленно зрелом обществе идёт процесс неизбежного возрастания и усиления роли технической интеллигенции.

В-третьих, технократией считают слой высококвалифицированных технических специалистов, которые претендуют на участие в управлении производством, в разработке и осуществлении экономической политики государства.

Технофобия

Философия науки и техники: Технофобия, или страх перед техникой, — это установка, согласно которой техника рассматривается как основная причина отчуждения человека от природы, от самого себя. Такая позиция выражает негативное отношение к технике: Технофобия зародилась в год рождения техники, и связано это было с возможностью использовать технику как во благо, так и во вред. Так и современная философия в технике отмечает как доброе, так и злое начало:

2. Технологический детерминизм: взаимосвязь науки, техники и человеческого общества. Технократизм, технофобия, технофилия. 3.

Техника и технологии, их роль в современном обществе. Техника есть совокупность артефактов искусственно сделанных объектов , создаваемых в качестве орудийных средств материального производства и обслуживания духовных, бытовых и других непроизводственных потребностей общества. История становления современного человека связана с усложнением и развитием феномена техники. В доиндустриальном обществе техника выступает как искусное ремесло.

Эти умения, навыки, знания, являющиеся достоянием замкнутого круга лиц, чаще всего не получают высокой общественной оценки. Ситуация изменяется кардинальным образом в Новое время, когда общество в значительной степени начинает функционировать на машинной основе. Место мастера занимает инженер, наиболее компетентный в техническом отношении специалист. Для дальнейшего изложения наряду с феноменом техники требует пояснения феномен технологии.

Недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Последние используются регулярно, систематически, в результате осуществления последовательности операций.

ТЕОРИИ ТЕХНОКРАТИЗМА

Главная Случайная страница Полезное: Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин?

Технокра тия (греч. , «мастерство» + греч. , «власть» греч. ) В философско-политической мысли технократическая традиция имеет давнюю историю. Четко оформленная идея общества, управляемого.

Технократия и технофобия Технологический детерминизм придает технике и технической деятельности абсолютный статус в качестве основания функционирования и развития общества. Он, как философская установка, возводит технику в ранг главной если не единственной причины, обуславливающей и однозначно определяющей собой все аспекты или стороны общественной и культурной жизни и тенденции их развития, начиная с экономики и политики и кончая искусством и философскими представлениями.

Поэтому уровень развития техники провозглашается им главным или даже единственным показателем критерием развития общества и культуры. Обычно различают две основные формы технологического детерминизма: Технологический эвдемонизм от греч. Он абсолютизирует ее значение в качестве источника благосостояния людей и односторонне рассматривает ее как средство освобождения и возвышения человека.

Технологический алармизм от фр. Именно она явилась той зловещей силой, которая разрушила духовность человека, отчудила его от собственной сущности и в, конечном итоге, поработила его. Следует отметить, что технологические детерминисты не являются единственными, кто признает за технику детерминирующую функцию в качестве фактора общественного развития.

Так, например, марксисты также утверждают, что техника выполняет такую функцию, однако в отличие от первых, они не абсолютизируют ее значения, не придают технике статус главного или единственного, детерминирующего общественное развитие начала. Технократия — в общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и совершенствовать жизнь общества и личности.

Проникновение техники во все сферы жизнедеятельности, организация их по технической парадигме неизбежно ставят проблему взаимодействия технокультуры и власти. Научный анализ социально-политических последствий данного процесса первым проделал американский экономист Т.

Лекция: Вопрос 35. Технологический детерминизм. Технократия и технофобия

Заказать новую работу Содержание Введение……………………… …………………………………………………………. Ее главный признак — коренной, планетарный переворот в телекоммуникац и онных средствах общения. Глубиной своего влияния на жизнь людей он не уступает промышленным революциям прошлого, а по скорости вызываемых перемен, нес омне н но, превосходит их. Если технологические перевороты предшествующих эпох революционизиро вали способы преобразования вещества, то новейшие электронно-вычислит ельные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, революцион изируют способы преобразования информации.

Глобальная пробле ма, которая актуальна для всех людей, охарактеризована еще три десятилет ия назад как"шок будущего".

Понятие техники. Техника и технологии, их роль в современном обществе. Технократизм и технофобия. Техника есть совокупность.

Философия техники — это формирующийся раздел философской науки, основное содержание которого составляет философская рефлексия по поводу феномена техники. Таким образом, философия техники в основном сводится к вопросу о применении философии к технике, то есть к вопросу о том, как теоретические модели, закономерности всеобщего характера, методы, идеи, накопленные философией, обращаются на технику как на особый предмет исследования. Истоки философии техники прослеживаются в трудах древних философов, но систематическое философское исследование феномена техники началось в лишь конце ХХ — начале ХХ в.

Маркс разрабатывали сущностные характеристики технических средств в русле идеи опредмечивания. В России основы философского осмысления техники были заложены Н. По вполне понятным причинам его исследования получили продолжение на Западе. В нашей стране интенсивная разработка философских проблем техники началась лишь в —е гг.

Культурологические и историософские направления в философии ХХ в.

Философия науки и техники. Технологический детерминизм и технофобия Теория технократического преобразования общества Технофобия как средство демонизации техники Детерминизм от лат. Он рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, влиянии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов.

В технофобии выражается боязнь утраты гуманистических идеалов, происходит некоторое обновление техницизма и технократического мышления.

Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекала к себе внимание философов. Мыслители Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских проблем техники. История техникиможет быть представлена через три основных этапа: Первый этап характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы.

Труд при этом носит ручной характер. Второй этап характерен тем, что основой технологического процесса становится машина, человек лишь дополняет ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным. Наконец, третий этап характеризуется свободным типом связи человека и техники. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает условия для творческого использования своих способностей.

Техника, в свою очередь, не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Вторжение техники во все сферы человеческого бытия иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную психологию техницизма. Исходной предпосылкой техницизма является убеждение в том, что современный мир — это мир технический, а техника представляет собой систему средств, с помощью которых можно и нужно решать любые цивилизационные проблемы и задачи. Гейбор основную установку техницизма суммировал в законе технической цивилизации: Техницизм истолковывает все виды человеческой деятельности технически.

Глобализм и технократизм — новые конфигурации старой дилеммы; Новый Массовая культура и технофобии; Профессионально-культурный этос.

Техника и ее роль в истории цивилизаций Ключевые слова: Техника, ее роль и функции в истории цивилизаций. Философия техники и ее проблемы. Понятие системы хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Антропологические проблемы современной техники и технологии нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии.

Дипрессия и самооценка. Жак Фреско Проект Венера